"Многие хвалят одни книги, но читают все же другие"
Марк Валерий Марциал

Новые отзывы читателей на FictionBook.ru

воскресенье, сентября 12

«Не убоюсь я зла» Роберта Хайнлайна


Роман "Не убоюсь я зла" стоит особняком в творчестве Роберта Энсона Хайнлайна. Классиком американской и мировой фантастики написано большое количество великолепных произведений, которые по праву заслужили любовь и признательность многочисленных поклонников жанра во всем мире. Каждое произведение автора читалось и до сих пор читается с ожиданием чего-то свежего, нового, интересного.
В этом смысле роман «Не убоюсь я зла» оправдывает ожидания читателя и даже превосходит их. На страницы этой книги автором выплеснуто невиданное количество эмоций, практически отброшен привычный и узнаваемый «ранне-хайнлайновский» стиль, взгляд на достаточно привычные вещи изменен, если не сказать искажен.
Вообще, выступая в роли сомневающегося читателя, вполне можно усомниться в стопроцентности авторства великого фантаста в отношении отдельно взятого конкретного произведения. Наталкивает на эту мысль не только откровенно эротический, шокирующий сюжет, насыщенный детально описываемыми сексуальными сценами, в общем-то не свойственном писателю стиле, но и сама структура романа.
В целом, он четко разделен на две большие части – первая, где в роли главного героя выступает немощный и дряхлый миллиардер Иоганн Себастьян Бах Смит, любыми путями пытающийся избавиться от оков старости, и вторая, описывающая перипетии жизненного пути некой Джоанны Юнис Смит, являющейся симбиозом мужского мозга старика Иоганна и тела молодой красавицы Юнис.
Начало романа – в стиле Хайнлайна, это действие, события, яркие сцены, ни на секунду не отпускающие внимание читателя, своего рода «активное творчество». Вторая же часть, значительно большая по размеру, резко выделяется на этом фоне (в лучшую или в худшую сторону, решать каждому). Автор предлагает нам достаточно спокойное, где-то даже вялотекущее повествование, с многочисленными деталями, лирическими и философскими отступлениями, неказистыми сюжетными ходами, резко изменившимся стилем изложения. Да и фантастики здесь не много, скорее – типично женская любовная история. И лишь на последних страницах книги (максимум, двух – трех) вновь «появляется» знакомый Хайнлайн, тут же оживляя повествование, добавляя в него «фантастичности» и неожиданно обрывая.
С чем связаны подобные литературные противоречия ? Не будь автором этой книги Р.Э. Хайнлайн, за свою многолетнюю писательскую карьеру честно заслуживший многочисленные награды самых разных литературных премий, можно было вести речь либо о литературном «негре» или скромном соавторе, личность которого не разглашается по обоюдному согласию (как это было в случае с Генри Каттнером и Кэтрин Мур). Ни в чем подобном Грандмастер уличен не был ни при жизни, ни после смерти.
Единственным ответом на данные вопросы может служить изменившееся мироощущение автора, вызванное резким ухудшением состояния его здоровья. Именно в это время (роман вышел в 1970 году) врачи диагностировали у Хайнлайна серьезнейшее заболевание, грозящее скорой смертью. Может быть поэтому, роман, начинавшийся автором как очередное хорошее произведение, стал рассматриваться им в качестве завершающего труда всей жизни, пересмотр ценностей привел к неминуемым стилевым изменениям, желание сказать как можно больше преобразило фантастический роман о проблемах смерти и бессмертия в философско-фантастическую притчу о жизни, смерти, конфликте поколений и терпимости. Черты Хайнлайна проглядывают не только в характере главного персонажа – Иоганна Смита, заметны они и при внимательном рассмотрении Джейкоба Соломона. Кажется, что автор, взглянув на себя с одной стороны (в роли Иоганна) не вполне удовлетворяется увиденным и избавляется от старика довольно изощренным способом. Единственным подходящим персонажем, близким автору по возрасту и типу остается Джейк, которого он, внимательно рассмотрев со всех сторон, также отправляет на тот свет.
Примеряя разные виды завершения земного существования, Хайнлайн каждого из трех главных героев (Иоганн, Джейк и Юнис) заставляет умирать дважды, объединяя их, в конце концов, в одном теле.
Особенность романа в том, что он не поддается однозначной оценке. Хорошо или плохо – не для этого случая, единственный ясный вывод – понравится он далеко не всем. Да что там, многим он просто не понравится ! Это касается большинства поклонников раннего Хайнлайна, не знакомого ни с чем, кроме «Астронавта Джонса», «Пасынков Вселенной» и т.п. Это другая история, для другого круга читателей, с другими задачами, и понять это можно, только начав читать историю Иоганна Смита, старого миллиардера, мечтавшего обмануть смерть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии